Аввакум. Слово святаго священномученика и исповедника новаго Аввакума о рогатом клобуке // Труды отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ответственный ред. Малышев В. И. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — [Т.] XIV. — С. 420.

420

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слово святаго священномученика и исповедника новаго Аввакума о рогатом клобуке

Разумей же о рогатом клобуке, его же носят и наши отступники ныне на подклейках, якоже женские шапки, понеже знаменуют подклейки женскую слабость на блуд и на всякую похоть. Яко же ругаемых баб обычай от мужа таятся, а мир (л. 104) весь знает. Яко блудница, тако и римляне и греки с никонияны, Василия Великаго предание — клобук с себя скинув и здели рогатой: лице все свободно стало, расчесав власы не мешает за бляднями ходить, целоватцо.

Являютца иноцы образ имый мнишеский, носят подобно, яко вышереченная блудница. Как то возглянет, как поступит: слово смирено, очи долу, воздыхая, яко горою брю(л. 104 об.)хом колеблет, износя глаголы о пользе душевней, а от похоти блудныя хвост весь мокр. Ей тако, не солгал носящих одеяния странна.

Что в Библии пророка глаголы глаголаше со духовным их действием? Поразили вы затийками своими Рускую землю! Али яз затиял? Да посмотрите-тко на себя, чернцы веть вы? Возделали странно, по немецки, рясы — рукава широки. А мантия где? Увы (л. 105), стащил демон, гузноа потер ею? Веси ли, коему житию мантия научает? Василий Великий пишет, и прочии святии, чего ради мантия без рукав носим. Яко не имамы от плоти детельных рук, но делаем дело сердцами и устнами, яко угодити богу, прижав руки с воздыханием и стонанием. Рукава же знаменуют детельное, яже суть плоти на потребу.

Иное чево еще хошь большаго слушать? (л. 105 об.) А те рукава вы поделали, широкие жупаны, того дляб блуднии похити, ти руками собрания разоряти и с пияницами и с блудниками и с прелюбодеями и баб унияток дрочить. Зкинув крило то манатейное не мешает за униицу ту униятку хватить. Так ли чернечествовали древнии святии? Черное одеяние знаменает плачевное житие и рыдание с воздыханием, яко земля еси и в землю паки возвратимся (л. 106).

———

Я еще даст бог преже суда тово Христова взявше Никона разобью ему рыло. Блядин сын, собака, смутил нашуа землю. Да и глаза те ему выколупаю, да и толкну ево взашей: ну во тьмуб пойди, не подобает тебе явитися Христу моему свету.

А царя Алексея велю Христу на суде поставить. Тово мне надобне шелепами медяными попарить. Да что ты, християнин, смиешися, будет так! (лл. 94 об. — 95).

—————

Сноски к стр. 420

а Испр.; в ркп. но.

б В ркп. после этого слова стоит знак, заменяющий крыж, а на правом поле листа, около такого же знака, написано почерком XVIII в. бити и похищати монастырская собрания.

а В ркп наверху над строкой добавлено почерком XVIII в. Рускую.

б В ркп. переделано из черту.