Мунблит Г. Н. Каверин // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 285—286.

http://www.feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-2851.htm

- 285 -

КАВЕ́РИН, Вениамин Александрович [р. 6(19).IV.1902, Псков] — рус. сов. писатель. Род. в семье музыканта. Окончил Ин-т вост. языков (1923) и историко-филологич. ф-т ЛГУ (1924).

Впервые напечатался в альм. «Серапионовы братья» в 1922 (рассказ «Хроника города Лейпцига за 18... год»). Для ранних произв. К. характерны поиски героев, материала, жанра; среди них и фантастич. рассказы («Мастера и подмастерья», 1923, «Бубновая масть», 1927), и детективные повести («Конец Хазы», 1926, «Большая игра», 1926), и повесть, посвященная работе и жизни ученых («Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», 1929), и очерки о социалистич. преобразовании деревни («Пролог», 1931), и, наконец, историко-лит. работа («Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», 1929). Этот период творчества К., в соответствии с программой «Серапионовых братьев», отмечен стремлением выработать свою повествоват. манеру, свой писательский почерк, что дало основание рапповской критике (см. РАПП) обвинить молодого писателя в «формализме». В дальнейшем, в романе для юношества «Два капитана» (кн. 1—2, 1938—44) и в трилогии «Открытая книга» (1949—56) этот почерк становится все более определенным. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличит. особенности этих книг. В «Двух капитанах» борьба деятельных и прекраснодушных героев с их опасными, изворотливыми противниками изобилует особенно изобретательно придуманными сюжетными ходами. Происки предприимчивых авантюристов, опасности, к-рых удается избежать только в результате счастливого стечения обстоятельств, неожиданные препятствия, возникающие на пути героев, тайны и случайные совпадения — все это позволяет причислить роман К. к приключенч. жанру. Вместе с тем история Сани Григорьева, представляющая собой воплощение юношеских мечтаний о романтич. путешествиях, научных открытиях и подвигах, в чем-то типична для биографий многих сов. молодых людей; это соединение реалистич. начала с увлекательными и необыкновенными приключениями немало способствовало тому, что «Два капитана» стали одной из популярнейших книг для юношества.

Многообразие прозаич. жанров у К. связано с широтой интересов писателя. В его книгах можно встретить моряков, летчиков, ученых, школьников, литераторов, инженеров, военных. Писатель входит во все тонкости профессии своих героев, раскрывает их образы не только в дружеских, родственных и любовных связях, но и гл. обр. в их «производственной» деятельности. Это особенно сказывается в образах каверинских ученых и литераторов, весь смысл жизни к-рых сосредоточен в работе, изображенной писателем увлеченно и поэтому увлекательно. Характерно, что и в этих соч. К. обнаруживает склонность к сюжетным усложнениям. В романе «Исполнение желаний» (кн. 1—2, 1934—36) науч. деятельность и житейский обиход ученых, посвятивших себя историко-лит. разысканиям, предстают перед читателем в неожиданном, почти детективном аспекте; в «Открытой книге», героиня к-рой доктор Власенкова работает в области микробиологии, борьба честных ученых с авантюристами от науки развертывается в целой цепи сложных сюжетных построений.

- 286 -

В 1962 К. опубл. повесть «Семь пар нечистых», посвященную первым дням Великой Отечеств. войны. Герои повести — заключенные одного из сев. лагерей, встречают войну безоружными, лишенными права защищать свою Родину. В повести рассказано, как они завоевывают это право в бою, и рассказано с безыскусственностью и резкостью, не свойственными писателю в прежних его вещах. Тема повести — единство сов. людей; несмотря на то, что атмосфера культа личности Сталина порождала взаимное недоверие, герои повести — сов. люди, с первых дней войны объединяются в стремлении отстоять завоевания революции. Действие повести «Косой дождь» (1962) происходит после XX съезда КПСС, и вся она проникнута стремлением показать, как высвобождается в сов. людях естественное для них чувство взаимного дружелюбия. Этот новый этап в творчестве К. несомненно знаменует собой перелом, произошедший в сов. лит-ре в связи с решениями партии, направленными на восстановление ленинских норм в жизни нашей страны. Произв. К. переведены на мн. иностр. языки.

Соч.: Соч., т. 1—3, Л., 1930; Собр. соч. в 6 т., т. 1—5, 1963—65.

Лит.: Корицкий Н., Медленное расставание, «Лит. современник», 1933, № 2—3; Ивантер Б., Военное воспитание и дет. лит-ра. «Дет. лит-ра», 1941, № 2; Смирнова В., Два капитана меняют курс, «Знамя», 1945, № 8; Маслин Н., Вениамин Каверин, «Новый мир», 1948, № 4; Костелянец Б., Живое единство, «Звезда», 1954, № 11; Елкин А., Два капитана остаются на курсе, «Комс. правда», 1957, 30 марта, № 76; Гор Г., Писатель и наука, «Рус. лит-ра», 1962, № 3; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.

Г. Н. Мунблит.