<Заголовок>
<Текст>
1828
Друзьям
А. Черновой автограф
Б. Разночтения копий
Послание к Великопольскому
«Сто лет минуло, как тевтон»
Эпитафия младенцу
«Кто знает край, где небо блещет»
«Увы! Язык любви болтливый»
То dawe, esq-r
Воспоминание
А. Продолжение стихотворения в рукописи
Б. Черновой автограф
Ты и вы
А. Черновой автограф
Б. Вариант печатного текста
«Дар напрасный, дар случайный»
И. В. Сленину
«[Еще дуют холодные ветры]»
«Кобылица молодая»
А. Варианты чернового автографа
Б. Заглавия печатного текста
Ее глаза
А. Отдельная заметка
Б. Отличия печатных текстов
В. Отличия копий в альбомах А. А. Олениной
«Не пой, красавица, при мне»
К Языкову
А. Варианты автографа в письме к Языкову
Б. Заглавие в СЦ
<Н. Д. Киселеву>
Портрет
Наперсник
А. Продолжение стихотворения в рукописи
Б. Варианты белового автографа первой редакции
В. Вариант печатного текста
Г. Черновой автограф продолжения
Д. Вторая беловая редакция
Е. Варианты к тексту «Счастлив кто избран своенравно»
Кирджали
«А в ненастные дни»
А. Варианты второго (позднейшего) белового автографа
Б. Вариант печатных текстов
Предчувствие
А. Черновой автограф
Б. Варианты печатного текста (СЦ)
Утопленник
«Рифма, звучная подруга»
А. Первоначальные наброски того же замысла (?)
Б. Первый черновой автограф
В. Варианты чернового автографа
«Ворон к ворону летит»
А. Варианты чернового автографа
Б. Варианты печатных текстов
«Город пышный, город бедный»
«Уродился я, бедный недоносок»
«В прохладе сладостной фонтанов»
Клеопатра
А. Черновой автограф первой редакции
Б. Беловой автограф первой редакции
В. Позднейшие исправления первой редакции
Г. Работа над второй редакцией. (Основной текст)
1. Варианты черновика ст. 1—32
2. Черновик ст. 58—73 основного текста
3. Черновик ст. 33—57 основного текста
4. Первоначальные варианты беловой рукописи второй редакции
5. Черновик ст. 74—85
Анчар
А. Первоначальная заметка
Б. Черновой автограф
В. Отдельный набросок
Г. Второй черновой автограф
В. Варианты печатных текстов
Г. Варианты ЦР
Ответ Катенину
А. Варианты первого белового автографа
Б. Вариант второго белового автографа и СЦ
Ответ А. И. Готовцевой
А. Варианты белового автографа
Б. Варианты печатного текста
Цветок
«Брадатый староста Авдей»
1. Первоначальные наброски
2. Варианты автографа
«Как быстро в поле, вкруг открытом»
А. Варианты белового автографа
Б. Варианты записи Погодина
Поэт и толпа
А. Первоначальный набросок
Б. Черновой автограф
В. Варианты первоначальной редакции перебеленного автографа
Г. Варианты окончательного текста перебеленного автографа. (ПД 103)
Д. Проект эпиграфа <?> к стихотворению
Е. Печатные варианты
«Каков я прежде был, таков и ныне я»
А. Варианты перебеленного автографа, переходящего затем в черновой
Б. Варианты первого белового автографа
В. Отличия второго белового автографа и печатного текста
«Лищинский околел — отечеству беда!»
1829
E. H. Ушаковой
А. Черновой автограф первой редакции
Б. Варианты перебеленного автографа первой редакции
«Подъезжая под Ижоры»
А. Черновые наброски ст. 5—12
Б. Отличия текста СЦ
В. Отличие ЦР
Приметы
А. Вариант «Подснежника»
Б. Вариант белового автографа — ЦР
Литературное известие
А. Отличия «Подснежника» (Пдс), белового автографа (ЦР) и СП3
Г. Отличия Вз9 и Пш1
<На Великопольского>
Эпиграмма
А. Основной текст МТ
Б. «Исправление опечатки» в МТ
В. Запись начала стиха К. А. Полевым
«Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы ?»
А. Вариант беловой рукописи
Б. Отличия «Царского Села» (ЦС), ЦР и СП3
«На холмах Грузии лежит ночная мгла»
А. Первая черновая редакция
Б. Набросок продолжения стихотворения (?)
В. Вторая черновая редакция
Г. Запись стиха на письме П. А. Вяземского к жене от 9 июня 1830 г.
Д. Варианты белового автографа
Е. Отличие второго белового автографа
Ж. Отличие СЦ
З. Помета под текстом в ЦР
И. Заглавие в оглавлении ЦР и СП3
Калмычке
А. Черновая редакция
Б. Варианты перебеленного автографа
В. Помета под текстом в ЦР
<Фазиль-хану>
А. Первый черновой набросок
Б. Черновой автограф
«Жил на свете рыцарь бедный»
А. Черновой автограф
Б. Варианты беловых автографов
В. Варианты сокращенной редакции
Из Гафиза
А. Варианты белового автографа
Б. Варианты печатных текстов и Пшр
«Критон, роскошный гражданин»
<На картинки к «Евгению Онегину» В «Невском альманахе»>
1. «Вот перешед чрез мост Кокушкин». Отличия копий и публикаций
2. «Пупок чернеет сквозь рубашку». Отличия копий и публикаций
Олегов щит
А. Черновой автограф
Б. Помета под текстом в ЦР
«Как сатирой безымянной»
А. Варианты первой редакции
Б. Варианты «Московского телеграфа»
В. Вариант и помета под текстом в ЦР
«Опять увенчаны мы славой»
А. Первоначальные наброски
Б. Варианты автографа
«Восстань, о Греция, восстань»
«Зорю бьют... Из рук моих»
1. Первоначальные наброски
2. Варианты автографа
«Счастлив ты в прелестных дурах»
А. Черновой автограф
Б. Отличие СЦ
В. Помета под текстом в ЦР
<На Надеждина>
«Был и я среди донцов»
А. Черновой автограф
Б. Варианты перебеленного текста
Сапожник
А. Черновой автограф
Б. Варианты перебеленного автографа
<На Надеждина>
Дон
Черновой автограф
Б. Перебеленный текст первой редакции
В. Отличие ЛП
Дорожные жалобы
А. Перебеленный, далее черновой автограф
Б. Разночтения первопечатного текста (СЦ) и цензурной рукописи (ЦР)
Медок
«Стрекотунья белобока»
А. Черновой автограф
Б. Варианты перебеленною текста
«Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю»
А. Черновой автограф
Б. Заглавие в оглавлении СЦ
Зимнее утро
А. Черновой автограф
Б. Вариант ЦС
В. Помета под текстом в ЦР
«Зачем, Елена, так пугливо»
Эпиграмма
Эпиграмма
«Я вас любил: любовь еще, быть может»
А. Вариант СЦ
Б. Отличия ЦР
Воспоминания в Царском Селе
А. Первый черновой автограф
Б. Второй черновой автограф
В. Черновой автограф строф 3—4
Г. Черновой автограф строф 6—8
Д. Первоначальные варианты перебеленного автографа строф 1—5
«Поедем, я готов; куда бы вы, друзья»
А. Черновой автограф
Б. Варианты MB
В. Варианты копии ЦР и СП3
«Еще одной высокой, важной песни»
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»
А. Черновой автограф
Б. Варианты первоначальной редакции перебеленного автографа
В. Варианты окончательной редакции перебеленного автографа
Г. Печатные варианты
Д. Варианты ЦР
Кавказ
А. Отрывок чернового текста
Б. Варианты перебеленного текста
В. Помета под текстом в ЦР
Обвал
А. Варианты первоначальной редакции, перебеленного автографа
Б. Помета под текстом в ЦР
Делибаш
А. Первая редакция — перебеленный автограф
Б. Варианты белового автографа с поправками
В. Помета под текстом в ЦР
Монастырь на Казбеке
А. Первая беловая редакция
Б. Вторая беловая редакция (по тому же автографу)
В. Помета под текстом в ЦР
«Меж горных стен несется Терек»
«И вот ущелье мрачных скал»
«Страшно и скучно»
Собрание насекомых
А. Печатные варианты
Б. Помета под текстом в ЦР
В. Варианты копий и публикаций
«Когда твои младые лета»
А. Вариант ЛГ
Б. Отличия ЦР и СП3
К бюсту завоевателя
1830
«Что в имени тебе моем»
А. Варианты белового автографа
Б. Отличия печатных текстов и ЦР
Ответ
«В часы забав иль праздной скуки»
Сонет
А. Варианты белового автографа
Б. Печатные и рукописные варианты
<На Булгарина>
«Шумит кустарник... На утес»
К вельможе
Черновой автограф
Б. Варианты белового автографа
В. Варианты печатных текстов
Г. Варианты ЦР
Новоселье
А. Варианты белового автографа
Б. Помета под текстом в ЦР
«Когда в объятия мои»
А. Первоначальный черновой набросок
Б. Варианты автографа
Поэту
А. Перебеленный автограф с поправками
Б. Отличия печатных текстов и ЦР
Мадона
А. Беловой автограф с поправками
Б. Варианты белового автографа в альбоме Ю. Н. Бартенева
В. Варианты печатных текстов и ЦР
Бесы
А. Черновой набросок
Б. Черновые автографы
В. Варианты перебеленного автографа
Г. Варианты СЦ и ЦР
Элегия
Ответ анониму
А. Варианты первой редакции белового автографа
Б. Черновой текст продолжения
В. Варианты второй беловой редакции
Г. Вариант СП3
Труд
А. Первая беловая редакция
Б. Автограф начала беловика
В. Помета под текстом в ЦР
Царскосельская статуя
А. Варианты белового автографа
Б. Помета под текстом в ЦР
«Глухой глухого звал к суду судьи глухого»
Прощание
Паж или пятнадцатый год
А. Варианты первой беловой редакции
Б. Варианты второй редакции
«Румяный критик мой, насмешник толстопузый»
«Я здесь, Инезилья»
Рифма
А. Первый набросок
Б. Варианты белового автографа
В. Отличия СЦ и ЦР
Отрок
А. Варианты белового автографа
Б. Помета под текстом в ЦР
«Два чувства дивно близки нам»
Черновой автограф
Б. Беловой автограф, переходящий в черновой
«Когда порой воспоминанье»
Эпиграмма
А. Варианты белового автографа
Б. Отличие текста «Денницы»
Заклинание
«Стамбул гяуры нынче славят»
А. Набросок к ст. 43
Б. Отрывок чернового текста
В. Варианты автографа
<Дельвигу>
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы
А. Черновой автограф
Б. Варианты белового автографа
Герой
«В начале жизни школу помню я»
А. Отрывок черновой редакции
Б. Отрывок чернового текста
В. Варианты первоначального текста белового автографа (ст. 1—42)
На перевод Илиады
А. Черновой текст
Б. Перебеленный текст
В. Вариант «Альционы»
Г. Вариант белового автографа
«Для берегов отчизны дальной»
Отрывок
А. Черновой автограф
Б. Варианты перебеленного автографа
В. Варианты белового автографа
Из Barry Cornwall
«Пред испанкой благородной»
Моя родословная
А. Черновые тексты эпиграммы, позднее — постскриптума «Моей родословной»
1. Первый набросок
2. Второй набросок
3. Варианты чернового автографа ст. 65—84
4. Черновик четвертой строфы для вставки в текст
Б. Варианты первого перебеленного автографа
В. Варианты авторизованной копии Кш
Г. Варианты белового автографа
Д. Варианты копий и публикаций
Цыганы
1831
«Перед гробницею святой»
А. Варианты белового автографа
Б. Отличие белового автографа (ст. 19—30)
Клеветникам России
А. Варианты первого белового автографа с поправками
Б. Варианты второго белового автографа
Бородинская годовщина
А. Отрывок автографа
Б. Варианты первой публикации
В. Отличие СП3
Эхо
Чем чаще празднует лицей
А. Исключенная строфа (между 1 и 2 строфами)
Б. Варианты автографа
1832
«И дале мы пошли — и страх обнял меня»
Мальчику
А. Отличия белового автографа
Б. Вариант копии
В. Варианты публикации Жуковского
<В альбом А. О. Смирновой>
А. Черновой автограф
Б. Отличия белового автографа
<В альбом кж. А. Д. Абамелек>
<Гнедичу>
А. Черновой автограф
Б. Варианты первоначальною белового текста
В. Варианты перебеленного автографа ст. 5—24
Г. Варианты белового автографа ст. 1—8
Красавица
А. Варианты белового автографа
Б. Варианты печатных редакций
В. Варианты авторизованной копии
К***
(Из Ксенофана Колофонского)
А. Варианты первого белового автографа
Б. Варианты второго белового автографа (факсимиле), печатных текстов и Пшр
(Из Афенея)
А. Варианты первого белового автографа
Б. Варианты второго белового автографа (факсимиле), печатных текстов и Пшр
«Бог веселый винограда»
1833
«Юноша! Скромно пируй и шумную Вакхову влагу»
Вино
«Царей потомок Меценат»
Гусар
А. Варианты отрывка перебеленного автографа (ст. 95—116)
Б. Варианты белового автографа
В. Отличие БдЧ
«Царь увидел пред собой»
«Французских рифмачей суровый судия»
«В поле чистом серебрится»
«Сват Иван — как пить мы станем»
«Чу, пушки грянули! Крылатых кораблей»
А. Черновой автограф
Б. Первоначальные варианты перебеленного автографа
Будрыс и его сыновья
Варианты перебеленного автографа
Б. Варианты заглавия в печатных текстах
Воевода
А. Черновой автограф
Б. Варианты беловою автографа
В. Варианты первопечатного текста
«Когда б не смутное влеченье»
А. Первоначальные наброски
Б. Второй черновой автограф
В. Отдельный набросок
Г. Помета в утраченной рукописи (А)
«Колокольчики звенят»
Осень
А. Исключенные из окончательного текста октавы
Х а. Беловой автограф
XIII. Черновой автограф
Б. Черновой автограф
I. Первоначальный черновой набросок
II. Второй черновой набросок
III. Продолжение первой октавы
IV. Основной черновик
<I>
<II>
<III>
<IV>
<V>
<VI>
<VIIa>
<VIIб>
<VIIв>
<VIIг>
<VIII>
<IX>
<Х>
<XI>
<XI а>
<XII>
<XIII>
В. Варианты беловой редакции
«Не дай мне бог сойти с ума»
«Вам объяснять правления начала»
<Плетневу>
1834
«Я возмужал [среди] печальных бурь»
«Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит»
А. Варианты чернового автографа
Б. План продолжения стихотворения
«Он между нами жил»
А. Первый черновой набросок
Б. Второй черновой набросок
В. Черновой автограф
Г. Варианты белового автографа
Д. Варианты редакции Жуковского
«Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя»
А. Черновой автограф
Б. Второй черновой автограф
«Стою печален на кладбище»
Песни западных славян
А. Черновой автограф
А. Копия начала сербской песни, послужившей оригиналом «Соловья»
Б. Черновой автограф
Б. Печатные варианты
В. Вариант ЦР
Г. Отличие СП4
1835
(Из Анакреона). Отрывок
Ода LVI. (из Анакреона)
Ода LVII
Черновой автограф
Б. Варианты белового автографа
«Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила»
«Что белеется на горе зеленой»
Полководец
А. Черновой автограф
Б. Первоначальная запись ст. 55—56
В. Запись первоначального заглавия
Г. Начало перебеленного текста
Д. Варианты перебеленного автографа
Туча
Из А. Шенье
А. Варианты чернового автографа (ст. 1—7 основного текста)
Б. Варианты первоначального текста перебеленного автографа
В. Варианты окончательного текста перебеленного автографа
«На Испанию родную»
А. Варианты чернового автографа
Б. Варианты белового автографа
«Менко Вуич грамоту пишет»
<На Дондукова-Корсакова>
«Кто из богов мне возвратил»
А. Черновой автограф
В. Варианты перебеленного автографа
Странник
А. Перебеленный автограф начала, переходящий в черновой
1. Первоначальная редакция начала
2. Варианты перебеленного автографа продолжения
3. Черновой автограф продолжения
4. Наброски к стихам 41—44
5. Вариант ст. 30—33
6. Вариант ст. 41—44
Б. Черновые автографы продолжения
1. Первый отрывок
2. Второй отрывок
В. Варианты перебеленных автографов
1. Первый отрывок (беловой) (ст. 1—42)
2. Второй отрывок (перебеленный) (ст. 45—76)
3. Наброски вариантов к ст. 41—44
«К кастрату раз пришел скрыпач»
<Плетневу>
Черновой автограф
Б. Второй черновой автограф
«Вы за Онегина советуете, други»
«В мои осенние досуги»
А. Черновой автограф
I.
II
Б. Варианты белового автографа с поправками
«...Вновь я посетил»
А. Отрывки, исключенные из окончательного текста
1. Между ст. 14 и 15
2. Окончание стихотворения
Б. Черновой автограф
В. Варианты окончания стихотворения
Г. Черновой, автограф отрывка, исключенного из окончательного текста
Д. Варианты перебеленного автографа
«Я думал, сердце позабыло»
А. Черновой автограф
Б. Варианты белового автографа
В. Первоначальные варианты второго белового автографа
Г. Варианты копии
Д. Варианты первопечатного текста
«О бедность! Затвердил я наконец»
А. Варианты чернового автографа
Б. Начало перебеленного текста
«Если ехать вам случится»
А. Первоначальный черновой автограф
Б. Вторичный черновой, частью перебеленный, автограф
На выздоровление Лукулла
«Когда владыка ассирийский»
А. Черновой автограф
Б. Перебеленный с черновым продолжением, автограф
1. Первоначальные варианты перебеленного текста
2. Черновой текст того же автографа
В. Черновой автограф продолжения
Пир Петра Первого
Подражание арабскому
«Не видала ль девица»
1836
Д. В. Давыдову
А. Набросок переработки неизвестной редакции
Б. Варианты белового автографа
В. Отличия текста «Современника» и копий Давыдова
Художнику
Мирская власть
(Подражание италиянскому)
«Напрасно я бегу к сионским высотам»
(Из Пиндемонти)
А. Черновой автограф
Б. Варианты белового автографа
«Отцы пустынники и жены непорочны»
«Когда за городом, задумчив, я брожу»
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
А. Черновой автограф
Б. Варианты белового автографа
Родословная моего героя
«От западных морей до самых врат восточных»
<Кн. Козловскому>
«Была пора: наш праздник молодой»
А. Черновой автограф
Б. Варианты белового автографа
«Альфонс садится на коня»
«Забыв и рощу и свободу»
«От меня вечор Леила»
1830—1836
«Зачем я ею [очарован]»
«Ты просвещением свой разум осветил»
Родриг
«О нет, мне жизнь не надоела»
Стихотворения разных годов
«Не знаю где, но не у нас»
«Когда так нежно, так сердечно»
Отрывки
1826
«Восстань, восстань, пророк России»
А. Запись со слов С. А. Соболевского
Б. Запись со слов А. В. Веневитинова
«И я бы мог, как [шут на]»
1827
«Символы верности любя»
1828
«Но ты забудь меня, мой друг»
А. Первоначальный набросок
Б. Черновой автограф
«[Но вы во мне почтили годы]»
«Волненьем жизни утомленный»
«[Проснулся я —] [последний сон]»
«В рюмке светлой предо мною»
1829
«Трудясь над образом прелестной Ушаковой»
Запись у портрета Ек. Н. Ушаковой
Б. Запись под другим портретом Ек. Ушаковой
«[Было мне твое влиянье]»
«О сколько нам открытий чудных»
А. Черновой автограф
Б. Перебеленный текст начала
1830
«В пустыне»
«Тому [одно, одно] мгновенье»
«Тебя зову на томной лире»
«Надо мной в лазури ясной»
«Строгий свет»
«[Есть место на земле]»
1831
«Так старый хрыч цыган Илья»
«Ну, послушайте, дети»
1832
«Одни стихи ему читала»
«Желал я душу освежить»
1833
«В славной, в Муромской земле»
«Толпа глухая»
1835
«То было вскоре после боя»
«Как редко плату получает»
1830—1836
«Друг сердечный мне намедни говорил»
«[Конечно] презирать не трудно»
«Сей белокаменный фонтан»
«Еще в ребячестве [бессмысленно-лукавом]»
План ненаписанного стихотворения
Коллективное
Сказки
1830
Сказка о попе и о работнике его Балде
<Сказка о медведихе>
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
А. Первоначальная редакция 1828 г.
Б. Наброски 1831 г.
I. Дата под сохранившимся обрывком автографа
II. Набросок ст. 725—728
В. Варианты ЦР
Г. Печатные варианты
1833
Сказка о рыбаке и рыбке
А. Черновой автограф
В. Разночтения печатных публикаций
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сохранившаяся часть чернового автографа
Б. Варианты белового автографа (ст. 63—552)
В. Печатные варианты
1834
Сказка о золотом петушке
А. Сохранившаяся часть чернового автографа
I
II
III
IV
V
VI
Б. Варианты белового автографа
В. Печатные варианты